Мелитополь Авиационный
Время не ждет |
|
|
Дельтаплан - это сверхлегкий летательный аппарат, очертания крыла которого напоминают четвертую букву греческого алфавита дельту. Отсюда и общепринятое название. История его уходит корнями в 60-е годы минувшего столетия, когда австралийцы изготовили первые аппараты. И, несмотря на то, что человек уже давно был «на крыле», более того - готов был вырваться на околоземную орбиту, дельтаплан стал одной из ярких и привлекательных форм реального воплощения извечной его мечты - летать!
Мелитополь в развитии малой авиации занимает не рядовое место. Ведь среди небольших городов Украины, лишь два имеют авиатехнические спортивные клубы. Один из них - наш «Полёт». Мелитопольщина богата энтузиастами. Любительской авиации, в частности дельтапланеризму, отдано много сил и времени, в его становление и развитие вложен огромный труд. И хотя жизнь складывается не гладко, люди, увлеченные небом, не забывают свою мечту и друзей. В начале восьмидесятых годов мелитопольские дельтапланеристы были не только разрознены, но и за некоторым исключением, даже не подозревали о существовании друг друга. Каждый мастерил летательные аппараты у себя дома в одиночку. Например, В.М. Шамкин строил автожир (один из типов вертолета), Э.В. Зальцзелер делал крыло. Потом вокруг Эдгара Владимировича Зальцзелера, старейшины этого удивительного и непривычного вида спорта, в Мелитополе и объединилось несколько любителей этого дела: Алексей Кардашов, Сергей Криволапов и Валерий Ковалев. А уже летать учились в селе Троицкое. Они тогда уже изготовили два тренировочных аппарата и понемногу прыгали со склона. Инженер-электрик из села Светлодолинское Виктор Гнидько встретился Николаем Захаровичем Аболенцевым и сразу начали активно подготавливать материал для построения конструкции дельтаплана. Все расчеты брали из журналов «Моделист-конструктор» и «Техника-молодежи». А если возникали вопросы, советовались с умелыми пилотами из Запорожья Алексеем Чирвой, Сергеем Зозулей и другими. Все слились в единый коллектив. Эдгар Владимирович быстро учил всех держать крыло против ветра, бегать, удерживая его, и прыгать с бугра. Тренировки были регулярными и продолжительными. С каждым днем совершенствуя свои навыки полета, совершенствовался и летательный аппарат. Так, в частности Шамкиным В. М. было разработано крепление на килевую балку крыла, подвесного двигателя от мотоцикла К-125, который был успешно опробован в полете. Этот полет дал толчок для создания полноценной мототелеги. Но для того, чтобы реализовать намеченное, нужно было помещение, которое вскоре и появилось на базе Автомоторного Техникума. С того времени и начала развиваться бурными темпами малая авиация в городе Мелитополе.
1989 году в ДОСААФ был зарегистрирован Мелитопольский мотодельтапланерный клуб «ПОЛЕТ». С пополнением клуба: Васильевым В., Свицинским С., Шияном А., Апонасенко О., Лохматовым А., Корниенко А., Тышкевичем С., Масловым В., Ивженко С. появились и новые идеи, усовершенствовались и строились новые мотодельтапланы, принимались участия во всесоюзных и республиканских соревнованиях, занимая призовые места. Члены клуба участвовали в съемках фильма в Крыму, порой летая в очень сложных горных условиях. Они неоднократно приглашались для полетов на празднования дня города и районов, производили показательную выброску парашютистов. Параллельно с существованием клуба были постройки и самодельных самолетов. Леонид Иванович Приходько, на территории Дворца пионеров построил самолет биплан, Валерией Каталкин из Данило-Ивановки самостоятельно спроектировал и в течении нескольких лет построил одноместный самолет «Арго», Сухатюк Валерий из Радионовки, так же самостоятельно спроектировал и построил одноместный самолет «Пилигрим», которые были успешно облетаны. Шимон В. Р. начал развивать новое направление в мотодельтапланерном спорте, а именно обработку сельхоз полей (авиахимработы), и с успехом их проводил. Но развал Союза не обошел стороной и клуб «Полет», пришлось оставить то место, где он располагался и вернуться опять в гаражи. На какой - то период тренировочные полеты прекратились, все окунулись в бытовые проблемы. Жизнеспособность авиаклуба, неравнодушие и активность его членов, были еще раз проверены и подтверждены слетом мелитопольских любителей авиации, который состоялся 14 мая 2002года. С этого времени наступил новый этап развития малой авиации в городе. Слеты авиаторов стали проводиться с завидной регулярностью. Его участниками уже были не только мелитопольские и запорожские авиаторы, но и с других областей Украины, которые прилетали на своих сверхлегких самолетах. Были построены и успешно облетаны: двухместный самолет «Пайпер», два мотодельтаплана, в завершающей стадии находится еще один одноместный самолет. Коллектив пополнился новыми людьми, увлеченными в небо: Дударев В., Зоренко А., Турецкий В., Безотосный А., Бурьянов А., парапланеристы Салогуб О., Гненный Ю. Штат летной единицы значительно увеличился самолетами, планерами и вертолетом. Авиационная жизнь в городе Мелитополе продолжается и по сей день. Чистого неба нам всем! А пилотам – встречного ветра и мягкой посадки!
|
Обратная связь |